Собираясь на интервью, любой соискатель нервничает: удастся ли выиграть в лотерею? Не надо нервничать. Фактор случайности, конечно, присутствует, но он не столь велик, как кажется на первый взгляд. Есть вещи простые - например, соответствие профессиональным требованиям и корпоративным стандартам. Есть более сложные - умение понравиться. В голове каждого работодателя существует образ идеального сотрудника. Но, как выясняется, против ожиданий, образов не так много, как работодателей.
Мысли - это не вполне фантазии, им тоже присуща тенденция. Образцовый работник в глазах требовательного нанимателя обладает вполне общими чертами. Поэтому сегодня специалисты-кадровики делятся с нашими читателями советами, как в ближайшее десятилетие не ударить лицом в грязь и построить успешную карьеру.
Кем быть
Первый и самый главный совет - будь собой. Когда эти слова произносят американские телепроповедники, которых так любило российское телевидение десять лет назад, они звучат наивно. Но когда так говорит Анна Моносова, директор по развитию Ars Vitae, это совсем другое дело. "Ищите свой путь,- говорит она.- Будьте собой и дома, и на работе. Соблюдайте баланс всех сторон своей жизни - в следующем десятилетии эта мировая тенденция обязательно дойдет до нас". "Верность своему собственному выбору в соответствии со склонностями и зовом сердца - первый универсальный совет",- считает Анна Уланова, консультант КГ СЭТ.
HR&GA Direсtor Collers International Лада Сюткина полагает: "Принцип the right person for the right job очень актуален. Не стучитесь в закрытые двери, попробуйте найти свою собственную дорогу". Помниться, героиня Верико Анджапаридзе из кинофильма "Покаяние" говорила: "Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?" Зато нужен всякий храм, например храм науки. Даже он пригодится в деле, а точнее в бизнесе. "Так, например, увлечение ботаникой может принести дивиденды, несмотря на существующий стереотип,- говорит Анна Уланова.- Но только в том случае, если вы являетесь действительно классным специалистом в своей области".
В самом деле, вопрос лишь в том, сколько классных специалистов в области ботаники способны претворить свои научные знания в товар, обладающий реальной стоимостью.
Узкая специализация
Возникает следующий вопрос: в каких специалистах рынок более всего будет нуждаться в течение ближайших десяти лет? "Выбирайте техническую специальность,- советует директор по развитию ГК "Институт тренинга - АРБ Про" Мария Воллина,- в ближайшее десятилетие спрос на специалистов ИТР возрастет на порядок". "Не ленитесь, овладевайте современными технологиями по мере их появления",- призывает Анна Моносова.
Людмила Оржеховская, ведущий консультант индустриально-технического отдела компании "Анкор", считает: "Если есть сомнения, куда идти работать после технического вуза, то лучше все-таки идти работать по специальности: в ближайшее время спрос на выпускников с техническим образованием будет только расти". Анна Уланова также прогнозирует большой спрос на специалистов узкого профиля: "Например, можно заметить, что если в 90х компьютерщик на фирме был универсальным специалистом: мог одновременно заниматься апгрейдом и поддержкой "железа", писать программы, создавать сайты, обучать и консультировать пользователей, то сейчас этими задачами занимаются абсолютно разные люди, "заточенные" под задачу. Аналогичные процессы возрастания специализации и усложнения технологий можно наблюдать и в других бизнесах".
Итак, презрительный полубог по имени системный администратор, похоже, будет вскоре низвергнут со своего Олимпа и десакрализован: электронный документооборот компании и ее связь с внешним миром перестанут находиться в руках одного человека. Компьютерщики широкого профиля, как и все прочие специалисты с размытыми навыками и неохватным кругом обязанностей, окажутся на бирже труда, где им придется нелегко. Ибо, по словам Анны Улановой, "следующее десятилетие будет характеризоваться возрастанием профессиональных требований к специалистам и менеджерам и, с другой стороны, ростом конкуренции на рынке труда". Мария Воллина отмечает ту же тенденцию: "В ближайшие годы ситуация на рынке труда будет продолжать ухудшаться, а дефицит рабочей силы увеличиваться". Этот вектор, по мнению Анны Улановой, "обусловлен как усложнением технологий и соответствующим сужением специализаций, так и присоединением России к ВТО, укрупнением компаний и рядом других причин".
Спрос на многогранники
Отметим, что произойдет это именно в ближайшие годы, а не через указанные десять лет, а значит, новых узких специалистов надо будет откуда-то брать.
Но откуда их взять, если брать их пока неоткуда? Вероятно, большинству из нынешних потребуется переквалификация.
"Не бойтесь горизонтальных ротаций,- говорит Мария Воллина,- шанс развить свою компетентность на стыке разных сфер деятельности существенно увеличит вашу личную капитализацию, ибо растет спрос на сотрудников со специальностями на стыке разных сфер деятельности". Простой пример: менеджер по рекламе и маркетингу - по совместительству специалист по связям с общественностью. Времена, когда такую должность мог занимать человек, имеющий в одинаковой степени плохое представление обо всех трех составляющих своих профессиональных обязанностей, прошли безвозвратно. Времена изобилия квалифицированных кадров в каждой области еще не наступили.
Итак, с одной стороны, острая нужда в узких специалистах, с другой - такой же высокий спрос на многогранные таланты. Парадокс заключается в том, что эти две параллельно существующие тенденции обессмысливают ту самую необходимость "быть и оставаться собой". Чтобы достичь успеха, потребуется быть не только собой, но еще и кем-то другим.
Людмила Оржеховская призывает: "Повышайте квалификацию, проходите тренинги, семинары по избранной специальности. Но выбирайте внимательно обучающие программы: лучше меньше, но в надежных школах. Знания из смежных областей приветствуются".
В моде толерантность
Впрочем, для истинно успешной карьеры недостаточно будет даже этого. Мало совершить невозможное, совместив разнообразные умения, став и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом. Немаловажное значение приобретет имидж в самом широком смысле этого слова. "Нельзя не отметить все возрастающую роль коммуникативной компетентности,- говорит Анна Уланова.- Можно обладать очень серьезными связями, быть профессионалом в своей области и все-таки не построить успешной карьеры, если не уметь общаться с людьми". "Работайте над собственным имиджем, навыками самопрезентации, умением убеждать, вести переговоры. В любом случае вам эти навыки, несомненно, пригодятся",- советует Людмила Оржеховская.
"Будьте открыты. Слушайте людей, дайте им говорить, разрешите им быть такими, какими они хотят быть",- призывает к толерантности Анна Моносова, ведь толерантность в моде и в почете. "Найдите людей, которые вас вдохновляют.
Это могут быть наставники, коллеги, партнеры, друзья, которые каждый день служат для вас источником вдохновения и с которыми достижение ваших планов и поставленных целей делается гораздо более приятным",- прививает чувство локтя Лада Сюткина.
Сотрудника, который умудрится последовать всем вышеприведенным советам, сумеет раздвоиться и расстроиться, оставшись при этом самим собой, не растеряв попутно навыков самопрезентации, знаний в области рекламы, маркетинга, и не порвет связи с общественностью, занимаясь наладкой работы электронной почты,- такого сотрудника будут ценить и любить в каждой уважающей себя компании. Тем более что сей тяжкий труд ему придется выполнять в течение довольно длительного времени. Мария Воллина предупреждает, что вскоре "приверженность одной компании выгодно будет сохранять как минимум в течение пяти лет". А лучше настраиваться на все десять.
Источник: Rokf.Ru
|